Ну вот и я оказался среди клиентов банка, у которого ЦБ РФ отобрало лицензию! Посмотрим, как действует система страхования вкладов - к 30 сентября уже обещают выплатить, напишу еще позже. Пока же, 16 сентября всяких прав на ведение бизнеса лишился мой любимый БАНК24.РУ. Уже через час после появления сообщений в интернете, в офисы стояли очереди, а карточки банка не принимали чужие банкоматы. Кому-то посчастливилось еще сделать перевод онлайн, но, наверное, паника не уместна, беспокоится о деньгах не стоит, все выплатят до 700000 рублей на каждое физлицо или ИП.
Кстати, это не первые проблемы у этого небольшого, но амбициозного банка - в 2008 году уже был кризис, когда этот банк был взят под крыло финансовой группы "Лайф", тогда вроде бы никто из клиентов ничего не потерял, просто были задержки с выплатами.
Удивительно, что закрывают такой высокотехнологичный, клиентоориентированный банк, не банкрот... В первый же день клиенты банка начали собирать подписи за возвращение лиценции (за день собрали уже 4500), такого еще не было в российской истории!
Это был первый банк, который стал работать круглосуточно, все его отделения были готовы даже ночью открыть счет и карточку, внести-забрать деньги, плюс любые консультации с живым сотрудником банка – многим ведь удобнее решать вопросы не в рабочее время! Кроме того у них долгое время был просто лучший интернетбанк и почти все операции шли онлайн. Именно здесь появилось понятие «Физюрики» - люди, владеющие бизнесом, ИП, имеющие расчетный и личный счет в одном банке.
Несколько лет назад они и ставки по депозитам держали высокие, потом отказались от депозитов физлиц, зато теперь и не будет проблем с выплатами, люди держали на счетах небольшие текущие деньги для использование в интернет-банке.
Банк по-человечески извинился перед клиентами за отзыв лицензии, за ошибки, причем указывая, что банк - не банкрот, активов больше, чем обязательств, все выплатят, но их закрыли за сомнительные операции и несоблюдение каких-то требований ЦБ.
Только в этой конторе, когда я звоню с мобильного на их круглосуточный телефон, то номер определяется, сравнивается с их базой и девушка-оператор сразу обращается ко мне по имени-отчеству - такого сервиса я не встречал в других банках.
Они только перенесли головной офис в Москву, открыли новые отделения, набирали сотрудников, программистов...
Кстати, размышления, насколько же рискован в России банковский бизнес: учредители вносят свои деньги, бизнес построен на постоянных кредитах, маржа небольшая (взять деньги за 7-11%, дать в кредит за 18-25%), плюс частью активов играют на фондовом рынке, у многих банков кредиторская задолженность больше собственных средств. И в таком шатком состоянии в любой момент центральный банк отзывает лицензию и возможность работать, как бы говоря: а давайте посчитаем дебет-кредит, выплатим все кредиторам, физлицам, плюс трехкратные зарплаты сотрудникам по сокращению, а вы, собственники, останетесь еще должны государству, мы на вас, может быть, даже уголовные дела заведем... Ужас!
А перед московским офисом банка 24.ру лежат цветы - их подарили клиенты. Грустно, словно речь не о банке, о человеке. Клиенты поддерживают сотрудников и благодарят...